Info Business

infobusiness

От идеи до бизнеса

Я осыпал золотом моих сподвижников: но мне надобно было понимать, что, разбогатев, человеку уже не хочется подвергать себя смертельной опасности. - Наполеон I

* Малиновский П. В. Идей   теоретические и методологические основы организа­ционно-управленческих игр. // Управленческие нововведения и игропрактика. — М., 1990.

 

Особенность участия каждого в совместно-творческом типе деятельности заключается еще и в том, что члены такого кол­лектива получают возможность работать в совершенно разных профессиональных позициях и выполнять различные коллек­тивные роли в зависимости от того, какая задача сейчас стоит перед группой. Поэтому данные группы обычно обладают вы­сокой гибкостью, изменчивостью и состава, и внутренней структуры, в зависимости от поставленных задач и условий их выполнения. Пример такого типа деятельности — работа твор­ческих коллективов, в которых каждому дается полная возмож­ность собственного самовыражения и тем не менее достигается цель группы в целом — создание нового, культурно ценного произведения или продукта.

Особенности персонала, действующего в разных типах взаи­модействия. Для людей, работающих в ситуации совместно-взаимодействующей деятельности, характерны высокая ориен­тация на коллективные цели, приверженность авторитету лиде­ра, ориентация на групповую нравственность (нормы и ценно­сти), а также традиционные способы поведения. Для участника организации с подобным типом технологии характерна высокая приверженность к группе, и самым тяжким наказанием будет изгнание из группы себе подобных.

Для сотрудников организации с совместно-последователь­ным типом деятельности характерны высокая технологическая дисциплинированность, следование нормам и правилам, сфор­мулированным в инструкциях, положениях и других норматив­ных документах. Такого рода технологии характерны для слож­ного промышленного производства, обрабатывающей промыш­ленности.

Для участников процесса совместно-индивидуальной дея­тельности характерны высокая инициативность, пассионарность, ориентация на результат и индивидуальные достижения. Такие специалисты во главу угла ставят свои собственные цели и ценности, склонны самостоятельно разрабатывать способы достижения цели и способны эффективно действовать в ситуа­ции внутриорганизационной конкурентности. Такого рода тех­нологии характерны для современных наукоемких производств, сложных технологий, которые требуют очень высокой подго­товки. У трудовых коллективов, работающих в подобной техно­логии, могут возникать проблемы организации общей деятель­ности между различными специалистами, хорошо знающими собственное дело, но мало ориентированными на понимание особенности работы коллег, концентрирующимися скорее на проблемах собственной деятельности, чем на проблемах орга­низации в целом.

Участникам совместно-творческой деятельности свойствен­на, как мы отмечали выше, особая ориентация — ориентация на профессиональное развитие. Она в корне отличается от стремлений участников совместно-индивидуальной деятельно­сти, в данном случае речь идет не столько об углублении в рамках одной проблемы, специальности, сколько о работе в пограничных областях человеческой деятельности. Профессио­нал в отличие от специалиста способен и даже стремится выхо­дить за рамки своей специальности и работать пользуясь инст­рументами, других специалистов, что позволяет ему не только находить новое, но и углублять свое понимание проблем. Та­ким образом, участники совместно-творческого типа деятель­ности обладают ярко выраженной ориентацией на сотрудниче­ство со специалистами разных областей, гибкостью смены по­зиций, ориентацией на индивидуальное развитие. Для коллек­тивов, работающих в таком типе деятельности основной цен­ностью становится достижение нового знания, создание усло­вий для индивидуального развития, уважение прав каждого участника. В отличие от совместно-взаимодействующего типа деятельности в организациях совместно-творческого типа не­возможно решать проблемы большинством голосов и вводить диктатуру большинства. Проблемы должны решаться консенсу­сом, и итоговое решение в обязательном порядке должно ос­тавлять возможность реализации законных интересов мень­шинства, их права никогда не могут быть нарушены.

Финансы

Под финансами мы будем понимать все денежные и другие средства, которыми располагает или которые может привлечь организация для выполнения собственной деятельности. При­нято выделять три основные функции финансов:

• распределительную;

• стимулирующую;

• контрольную.

Важным параметром эффективности деятельности предпри­ятия и условием успешного развития бизнеса является матери­ально-финансовая сбалансированность. Деятельность по управле­нию финансами фирмы — финансовый менеджмент — направ­лена на разработку и реализацию эффективных программ ис­пользования финансовых средств в рамках достижения целей деятельности фирмы. Можно выделить цели финансового ме­неджмента, дополняющие цели организации в целом. Такими целями, например, могут быть:

• максимизация прибыли;

• достижение устойчивой нормы прибыли в плановый пе­риод;

• увеличение доходов руководящего состава и вкладчиков (или владельцев) фирмы;

• повышение курсовой стоимости акций и т. д.

Управление

Термин "управление" первоначально означал умение объ­езжать лошадей и ими править. Английское слово "manage" (управлять) происходит от корня латинского слова "manus" (рука). Затем этим словом стали обозначать умение владеть оружием и управлять колесницами.

Современное понятие "управление" означает процесс коор­динации различных деятельностей с учетом их целей, условий выполнения, этапов реализации.

Говоря об управлении как элементе организации, мы в пер­вую очередь должны определить, какие задачи выполняет управление в конкретной организации и как оно это делает, т. е. понять, какие области являются предметом координации и регулирования и каким способом эта координация осуществля­ется.

Достаточно подробно цели и задачи управленческой дея­тельности были рассмотрены в предыдущей главе. Поэтому остановимся на тех типах управления, которые могут быть реализованы в организации.

Тип управления это характеристика того, как принимаются (управленческая форма) и каким способом реализуются (рычаг управления) управленческие решения. Типы управления, конеч­но, должны соответствовать культуре организации, и следова­тельно, особенностям персонала, который в ней работает. Одна из существенных причин неэффективности управления — рас­согласование между этими параметрами организации. Какие типы управления могут быть выделены?

• Первый тип характеризуется коллективистской управлен­ческой формой, которая предполагает единоличное принятие решений лидером коллектива, его вождем. Такая управленче­ская форма соответствует органической организационной культу­ре, при которой сотрудники организации являются послушны­ми исполнителями, включенными в семейный тип отношений. Главный рычаг управления в этом случае — авторитет руково­дителя. Авторитет предполагает большой аванс доверия со сто­роны коллектива. Авторитетный руководитель получает прак­тически беспрекословное подчинение, основанное на принятии его мнения как самого верного, продуманного и выгодного для сотрудников. Если руководитель действует в соответствии с нормами коллектива, сформулированными в виде традиций, правил поведения, то он воспринимается как "правильный", эффективный руководитель, пользующийся доверием подчи­ненных. Однако аванс доверия небесконечен. Если руководи­тель начинает нарушать установленные нормы, нарушать тра­диции, то он может быть "свергнут". Аванс нарушения норм, или идеосинкразический кредит, у каждого руководителя свой. Если руководитель обладает большим авторитетом, он может более существенно и в течение длительного срока нарушать правила, если авторитет меньший, то терпение сотрудников истечет раньше, и он будет сменен.

• Следующий тип характеризуется рыночной управленческой формой. При ее использовании решения принимаются в соответ­ствии с законами рынка, и рынок является основным мерилом их эффективности. Главным рычагом воздействия на персонал слу­жат деньги, что вполне соответствует рассмотрению персонала как субъектов рынка труда. Руководитель будет казаться сильным, эф­фективным, если он сможет обеспечить своим сотрудникам воз­награждение, соответствующее затраченным силам, более выгод­ные финансовые условия, чем другой руководитель. Такая управ­ленческая форма соответствует предпринимательской организацион­ной культуре, в которой существуют, как правило, активные, пассионарные сотрудники, ориентированные на такое повышение в должности, которое будет сопряжено с увеличением ответственно­сти, объема выполняемой работы, и соответствующий рост уровня вознаграждения.

• Еще один тип управления связан с бюрократической управленческой формой. В этом случае решения принимаются, как правило, вышестоящим руководителем. Главным рычагом воздействия на подчиненных оказывается силовое воздействие, часто основанное на использовании методов прямого воздейст­вия (приказов, наказаний). Главным мерилом эффективности и успешности руководителя оказывается степень его воздействия на подчиненных. Сильным руководителем в таком типе управле­ния мы будем называть такого, чьи приказы не обсуждаются, а сразу же исполняются. Такого типа управленческая форма ха­рактерна для бюрократической организационной культуры, кото­рая характеризуется наличием технологически дисциплиниро­ванных сотрудников, строго выполняющих свои функции и приказы начальства.

• Относительно новый тип управления, возникший в партиципативной организационной культуре, характеризуется демократи­ческой управленческой формой. Этот тип управления связан с ис­пользованием закона как главного рычага управления. Для партаципативной организационной культуры характерно присутствие профессионалов, с одной стороны, ориентированных на достиже­ние результата (получение нового знания), с другой стороны, стремящихся к собственному профессиональному развитию. Дос­тижение подобных целей в группе, включающих разно ориентиро­ванных, активных, пассионарных личностей, невозможно если не будут установлены определенные правила поведения — законы. Но эти законы должны быть демократическими и обеспечивать как достижение интересов законопослушного большинства, так и соблюдение законных прав меньшинства.

• В последнее время исследователи стали упоминать еще один новый, только возникающий тип управления, характери­зующийся диалоговой управленческой формой. Для этого типа управления характерна распределенность управленческих функций, которые могут быть эффективно реализованы только при активном, равноправном участии всех субъектов управле­ния. Основная его особенность — использование в качестве главного рычага управления — знаний. Говорить о возникнове­нии такого подхода к управлению возможно в том случае, когда эффективная управленческая деятельность не может быть осу­ществлена без использования знаний множества различных профессионалов, обладающих своими специфическими пред­ставлениями и фактами, описывающими управляемую реаль­ность. В таком подходе целостное представление об управляе­мом объекте, его состоянии, путях изменения и этапах дости­жения цели не будет полным при потере хотя бы одного виде­ния. Примером такого управления может служить работа управленческой команды на уровне государства, в которую должны быть включены профессионалы, способные увидеть самое большое количество аспектов принимаемых решений, предугадать их последствия и минимизировать возможный ущерб.

Таблица 2.1. Связь организационных культур, управленческих форм и типов совместной деятельности

Тип совместной деятельности

Управленческая

форма

Рычаг

управления

Совместно-взаимодействующий

 

Совместно-индивидуальный

 

Совместно-последовательный

 

Совместно-творческий

 

Коллективистская

 

 

Рыночная

 

 

Бюрократическая

 

Демократическая Диалоговая

 

 

Авторитет

 

 

Деньги

 

 

Сила

 

Закон

Знания

 

Персонал

Под персоналом мы будем понимать совокупность всех чело­веческих ресурсов, которыми обладает организация. Это со­трудники организации, а также партнеры, которые привлека­ются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разра­ботки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т.д.

Именно организация эффективной деятельности персонала и является основной заботой управления персоналом организа­ции и соответственно менеджера по персоналу. Для достиже­ния этой цели необходимо хорошо представлять себе такие особенности персонала организации:

• особенности индивидуального поведения;

• особенности группового поведения;

• особенности поведения руководителей, членов управлен­ческой команды.

Особенности индивидуального поведения детерминируются многими параметрами, среди которых

• индивидуальные способности, склонности и одаренность — предрасположенность к реализации какой-либо деятельно­сти, ориентация на ее выполнение;

• специфика мотивации — специфика потребностей чело­века, представление о целях профессиональной деятельности;

• индивидуальные ценности — общие убеждения, вера, мировоззрения, представления о мире;

• демографические — половые и возрастные особенности;

• национальные и культурные особенности — усвоенные в опыте способы, правила и нормы поведения, которые детерми­нируют конкретные реакции человека в конкретных ситуациях.

Особенности группового поведения связаны со многими па­раметрами, среди которых основные:

• особенности корпоративной культуры — ценности, пра­вила поведения, характерные для конкретного трудового кол­лектива;

• феномены групповой динамики — этап развития коллек­тива, особенности лидерства, способа поведения в ситуации конфликта.

Особенности поведения руководителей являются одной из самых комплексных проблем, поскольку самих руководителей можно рассматривать и как:

• субъектов, имеющих индивидуальные особенности;

• членов некоторой группы, обладающих корпоративной культурой;

• функционеров определенной управленческой технологии (типа управления), обладающей своими правилами поведения.

2.2. Жизненные стадии и циклы организации

Все регулируется, течет по расчисленным руслам, совершает свой кругооборот в пол­ном соответствии с законом и под его за­щитой.

И. Ильф, Е. Петров. Золотой теленок

 

Согласно органическому подходу к управлению функцио­нирование организации по шкале времени может быть пред­ставлено в терминах жизненного цикла, означающего как процессуальность развития, так и его стадийность.

Как правило, специалисты несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл орга­низации обязательно включает такие стадии, как формирование организации, ее интенсивный рост или "размножение", стаби­лизацию и кризис (спад).* Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться "смертью" или ликвидацией организации. Вполне возможным считается и вариант ее "возрождения" или "преображения" (рис. 2.4).

 

[...]
Начало
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214]