Info Business

infobusiness

От идеи до бизнеса

Деньги могут быть и добрыми и злыми, в зависимости от того, в чей карман они попадают. - В. Швебель

* Иванцевич Дж. М; Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. — М.: Дело, 1993.

 

Циклы развития организации

Однако если мы сравним особенности внутрифирменных установок, регламентирующих управленческую деятельность, то увидим, что не только задачи стадии важны для понимания тех мероприятий, которые выполняются руководством в конкрет­ный период существования организации. Не менее существен­ным оказывается и генеральная целевая, ценностная установка фирмы в определенный период существования.

Таблица 2.2. Соотнесение стадий жизненного цикла, типов стратегии организации и особенностей персонала

Стадия.

Цель

Тип стратегии.

Краткое описание

Краткая

характеристика стратегии

Характеристика особенностей персонала

Формирование.

 

"Заявка" на

рынке това­ров/услуг

 

 

 

 

 

 

Предпринимательская.

Привлечь внимание к то­вару, найти своего потребителя, организовать про­дажу и сервис, стать привлекательным для клиента

 

 

 

 

Принимаются проекты с высо­кой степенью финансового риска, минимальным количе­ством действий. Ресурсы недостаточны для удовлетворения всех требований заказчика.

В центре внимания — быстрое осуществление ближайших мер

 

 

Работники должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориента­цией, готовыми риско­вать, не боящимися ответ­ственности. Малая сме­няемость ведущих сотруд­ников

Интенсивный

рост.

"Размножение систем"

 

 

 

 

 

 

Динамический рост.

Нарастающий рост объе­мов и качества услуг и соответственно числа структур

 

 

 

 

Степень риска — меньшая.

Постоянное сопоставление

текущих целей и создание фундамента для будущего.

Письменная фиксация поли­тики фирмы и основных про­цедур

Организационная закрепленность, тесное взаимодействие, гибкость в изменяющихся условиях,

проблемная ориентация

персонала

 

 

Стабилизация.

Закрепление на рынке, достижения максимального уровня рентабельности

Прибыльность.

Поддержание системы в равновесии

В центре внимания — сохранение существующего уровня прибыльности. Минимизация затрат, возможно прекращение

найма. Хорошо развита управ­ленческая система. Созданы и действуют различного рода

процедурные правила

Служащие, достигающие максимальных результатов (количества и качества) при невысоком уровне затрат и низком уровне риска

Спад.

Прекращение нерента­бельного, затратного производства

Возрождение

Ликвидация.

Ликвидация части производ­ства, продажа с максималь­ной выгодой, как финан­совой, так и психологической

Предпринимательская/ Ликвидация.

Снижение объемов, поиск нового продукта и путей оптимизации деятельности

Продажа активов, устранение

возможных убытков, в будущем — сокращение работающих

 

 

 

 

 

 

Основное — спасти предпри­ятие. Осуществляются дейст­вия по сокращению затрат с

целью выжить в ближайшее

время и обрести стабильность

на длительную перспективу

 

Работники, не привер­женные фирме, готовые работать короткое время,

узко ориентированные

 

 

 

 

Гибкость к изменяющим­ся условиям, ориентация на долгосрочные цели, самоотверженность, го­товность переносить вре­менный дискомфорт в условиях и оплате труда

 

Организационные консультанты проанализировали рад дли­тельно существующих фирм и обратили внимание на то, что организации проходят еще один временной цикл, более длитель­ный по сравнению со стадийным, в котором можно выделить четыре различных типа ценностных установок.

1. Установка, характерная для цикла развития организации "тусовка", ставит во главу ценности межличностного общения, создания внутрифирменной целостности на базе личных кон­тактов, приверженности общим принципам коммуникации и подобным человеческим особенностям.

2. Установка, характерная для цикла развития организации под названием "механизация", связана с пониманием ценности упорядочивания, определенности деятельности, внутренней организации. Именно на данном цикле развития организация впервые сталкивается с необходимостью замены сотрудников, которые хорошо вписываются в личностную, неформальную структуру, но не могут быть эффективными специалистами.

3. Установка, проявляющаяся в период цикла развития uвнympeннee предпринимательство", провозглашает необходи­мость максимального участия каждого из сотрудников в "предпринимательском процессе". Такое представление о цен­ностях говорит о том, что любой сотрудник организации дол­жен подходить к реализации своей деятельности как предпри­ниматель, который представляет товар на рынке. А поэтому любой сотрудник должен хорошо знать своего клиента (и внут­рифирменного также), его потребности и работать так, чтобы его продукт находил сбыт.

4. Установка, характерная для этапа "управление качеством", связана с всемерной ориентацией всех и каждого на качество. В рамках данного цикла каждый сотрудник организации дол­жен озаботиться проблемой качества (соответствия представле­ниям заказчика о желаемом) итогового продукта, а для этого каждый из промежуточных продуктов (полуфабрикатов) должен быть максимально качественным. Хотя сама проблема понима­ния качества также будет требовать уточнения — что понимать под качеством конкретного товара. Для кого-то качественным будет считаться вечная зажигалка, а для кого-то — остромодная вещь даже из очень хрупкого материала.

Взгляд на организацию сквозь призму циклов развития по­зволяет более точно идентифицировать ее основные ценност­ные установки и ориентации, конкретизировать задачи, стоя­щие перед организацией, а также особенности управленческих подходов и кадрового обеспечения.

Резюме

1. Для понимания специфики конкретной фирмы (предприятия) не­обходимо проанализировать элементы, из которых состоит организа­ция: цели, структуру, управление, финансы, персонал, технологию.

2. Все элементы организации должны соответствовать друг другу, проблемы организации — тем более, чем в большем диссонансе на­ходятся элементы организации.

3. Зная цель, мы можем выбрать адекватную технологию, ориен­тируясь на имеющиеся ресурсы (как финансовые, так и человеческие), а также систему управления.

4. Жизнь организации протекает по определенным законам: ста­дию формирования сменяет стадия интенсивного роста, которая мо­жет перейти в стадию стабилизации, а затем — спада.

5. Если организации удается закрепиться на рынке, то она может пройти несколько циклов своего развития, более длительных перио­дов, которые отличаются друг от друга ценностными установками и ориентацией организации. Для первого цикла характерно особое внимание к внутренней атмосфере, созданию благоприятного (семейного) уклада, для следующего — стремление к максимальной формализации, затем — ориентация на создание предприниматель­ского потенциала, а далее — стремление к максимальному качеству продукции.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте основные задачи управленческой деятельности.

2. Чем вызвана необходимость управления персоналом?

3. Объясните, в чем заключается основная задача руководителя, администратора, организатора, управленца?

4. Перечислите элементы организации.

5. Чем отличается миссия от видения?

6. Какие типы совместной деятельности могут быть заданы тех­нологией производства?

7. Какие управленческие формы вы знаете?

8. Какие особенности персонала задаются типами совместной деятельности?

9. Какие циклы проходит организация в своем развитии?

10. Охарактеризуйте стадии развития организации.

II. Концепции управления персоналом

Слушайте загадку, — сказал Великий Пи­тон, решив напоследок рассеять впечатление от дерзких выкриков кролика, — она же шутка... Какой кролик может стать уда­вом?

Удавы стали думать. Некоторые решили, что царь при помощи этой загадки выискива­ет среди них будущих изменников, и потому на всякий случай решили молчать. Другие вы­сказывали более или менее правдоподобные предположения. Но никто не отгадал пра­вильного ответа.

— Ответ! Ответ! — стали кричать удавы.

— Хорошо, — сказал Великий Питон, — вот вам ответ: кролик, проглоченный удавом, может стать удавом.

— Но почему, о, Царь? — вопрошали удавы.

— Потому что кролик, переработанный удавам, превращается в удава. Значит, удавы — это кролики на высшей стадии своего развития.

Фазиль Искандер. Кролики и удавы

Глава 3. Основные подходы к управлению персоналом

Частенько трудитесь, батюшка? — спросил врач священника на похоронах.

— По вашей милости, — отвечал с поклоном священник.

А. Е. Измайлов. Записки

 

Ключевые слова:

деятельность по управле­нию персоналом

концепция управления

экономический подход к управлению

гуманистический подход к управлению

органический подход к управлению

использование трудовых ресурсов

управление персоналом

управление человеческими ресур­сами

управление человеком

организационная культура

корпоративная культура

 

Деятельность по управлению персоналом — целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориенти­рованное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.

Одна из важнейших составных управленческой деятельности — управление персоналом, как правило, основывается на концепции управления — обобщенном представлении (необязательно деклари­руемом) о месте человека в организации. В теории и практике управ­ления человеческой стороной организации можно выделить четыре концепции, которые развивались в рамках трех основных подходов к управлению — экономического, органического и гуманистического.*

 

[...]
Начало
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214]