Info Business

infobusiness

От идеи до бизнеса

Нерешительность хуже, чем неудачная попытка: вода меньше портится, когда течет, чем когда стоит. - Ф. Рохас

* Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов.// Методология и методы социальной психологии. - М., 1977.

 

Совместно-взаимодействующий тип характеризуется обяза­тельностью участия каждого в решении общей задачи, интен­сивность труда исполнителей примерно одинакова, особенно­сти их деятельности определяются руководителем и, как прави­ло, малоизменчивы. Эффективность общей деятельности в рав­ной степени зависит от труда каждого из участников. Иллюст­рацией такого варианта организации совместной деятельности может послужить совместное передвижение тяжестей.

Совместно-последовательный тип отличается от совместно-индивидуального временным распределением, а также порядка участия каждого в работе. Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем — вто­рой, третий и т.д. Особенности деятельности каждого участни­ка задаются спецификой целей преобразования средства в ре­зультат, характерных именно для этого участка технологиче­ского процесса. Так, например, при изготовлении досок, вна­чале кто-то спиливает дерево, потом кто-то перевозит его на

фабрику, затем кто-то отделяет ствол от ветвей, потом кто-то из­меряет ствол и рассчитывает, сколько и какого размера досок мо­жет получить и какова должна быть схема распилки, и лишь по­том ствол поступает на распиливание. Типичный пример совмест­но-последовательного типа взаимодействия — конвейер, когда продукт деятельности одного из участников процесса автоматиче­ски переходит к другому и становится для него предметом труда.

Совместно-индивидуальный тип деятельности отличается тем, что взаимодействие между уча­стниками труда минимизирует­ся. Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика деятельности зада­ется индивидуальными особен­ностями и профессиональной позицией каждого. Каждый из участников процесса представ­ляет результат труда в огово­ренном виде и в определенное место. Личное непосредствен­ное взаимодействие может практически отсутствовать и осуще­ствляться в непрямых формах (например, через современные средства связи — телефон, компьютерные сети и т.д.). Объеди­няет разных исполнителей лишь предмет труда, который каж­дый из участников обрабатывает специфическим образом. Примеры этого типа деятельности — индивидуальная перенос­ка тяжестей или независимый анализ разных аспектов одного и того же явления разными специалистами.

В последнее время стали выделять особый тип совместной деятельности — совместно-творческий.* Подобный тип органи­зации коллективной деятельности зародился в сферах науки и искусства, где участники научного или творческого проекта создавали нечто совершенно новое, зачастую уникальное, что нельзя было создать по имеющимся правилам и технологиям. В этих коллективах создается особый тип деятельности —со­творчество, когда каждый участник процесса является равноправным создателем нового. Законы творчества требуют учета каждого, даже самого "сумасшедшего" видения, потому что в котле общего обсуждения из самой абсурдной идеи может появиться открытие. Этот тип характеризуется особой активно­стью каждого из участников процесса взаимодействия, а имен­но: активностью в плане повышения собственной профессио­нальной компетентности за счет участия в коллективной дея­тельности. С одной стороны, особенности совместно-творческого типа деятельности дают возможность каждому уча­стнику пробовать разные способы деятельности, обогащаться способами работы, присущими другим специалистам и сферам труда, а с другой стороны, — синергетический (взаимообога­щающий) эффект дает мощный импульс развитию самой груп­пы, выполняющей деятельность. Причем особенность этого типа деятельности в том, что "следы" индивидуальных вкладов участников принципиально невычленимы.

 

[...]
Начало
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214]